Государственный центральный музей современной истории России
Адрес: Москва, ул. Тверская, 21
14 - 22 мая
14 мая 2011 года, в преддверии полюбившейся москвичам «Ночи Музеев», Аукционный дом MacDougall's привезет в столицу «Шедевры русского искусства». Выставка пройдет с 14 по 22 мая в Музее современной истории России на Тверской 21, где, как известно, до революции размещался Московский Английский клуб.
В экспозицию войдут живописные и графические «жемчужины» предстоящих аукционных торгов. По окончании выставки работы отправятся в Лондон, чтобы участвовать в летних Русских торгах MacDougall’s 6-9 июня 2011 года и в Аукционе старых мастеров и искусства XIX века 7 июля 2011 года.
Московская выставка обещает целый ряд настоящих открытий. Поклонники изящных искусств впервые за истекшее столетие смогут увидеть картину Бориса Кустодиева «Портрет Ирины Кустодиевой» (эстимейт ?1.200.000 -1.800.000). Этот знаменитый холст специалисты по праву называют «кустодиевской «девочкой с персиками». Последний раз портрет дочери с успехом демонстрировался на выставке объединения «Мира искусства» 1912 года, а затем покинул Россию, и на сто лет выпал из поля зрения коллекционеров. Благодаря усилиям Аукционного дома MacDougall's российская публика сможет вновь насладиться этим шедевром до того как он, возможно, опять попадет в закрытое частное собрание.
Судьба этого портрета необычайным образом переплелась с историей еще одной работы, представленной аукционным домом MacDougall's – декорацией кисти Рериха «Палата Берендея, для весенней сказки А.Н. Островского «Снегурочка» (эстимейт ?350.000 -500.000). Впервые эти два шедевра встретились в 1912 году на выставке легендарного объединения «Мир Искусства» в Санкт-Петербурге и в Москве. Не прошло и 2-х лет как обе работы были отправлены на Балтийскую выставку, которая состоялась в 1914 году в шведском городе Мальмё. Начало первой Мировой войны и революции 1917 года не позволило этим картинам вернуться на родину. В 1919 году, покинув Россию, Рериху удалось забрать часть своих картин из Швеции, и через Англию перевести их в Америку. В начале 1920-х годов не без активного участия Рериха была организованна первая выставка русского искусства в Нью-Йорке. В 1923 году для этой выставке удалось вывезти из Швеции часть русских работ, в том числе «Портрет Ирины Кустодиевой». В следующим году портрет экспонировался в Нью-Йорке, где в это время находилась и декорациая Рериха. Обе работы осели в Америке на долгие годы в частных американских собраниях. Так, в течение времени, судьбы этих полотен мистически соприкасались, и спустя долгие годы вновь они оказались рядом.
Несомненным украшением выставки станет и картина самого известного и чтимого мастера русского пейзажа Ивана Шишкина «Сосновый лес» (эстимейт ?800.000 -1.200.000). Этот пейзаж был лично заказан художнику царским ювелиром Вильгельмом Болином, поставлявшим украшения ко двору Николая II и имевшего магазин на самой фешенебельной «бриллиантовой улице» Москвы — на Кузнецком мосту в доме № 12. После революции картина была вывезена в Швецию, где фирма «Болин» до сих пор владеет одним из процветающих ювелирных домов и долгие годы хранилась в семье заказчика. Композиция картины, близкая известному пейзажу художника «Лес с горы», хранящемуся в Архангельском художественном музее, является не повторением, а самостоятельным и равноценным авторским вариантом, не уступающим известному «музейному» холсту ни в качестве, ни в самой композиции.
Не менее интригующа история живописного холста кисти Мартироса Сарьяна «Улица кавказского города (Тифлис)» (эстимейт ?200.000 -300.000). Долгие годы она считалась сгоревшей вместе с другими 37–ю парижскими работами художника. Картину, до недавнего времени известную лишь по фотографиям, удалось разыскать в Новой Зеландии, во многом, благодаря помощи внучки художника, директора музея М.Сарьяна – Рузанны Сарьян.
Еще один редкий шедевр, представленный на выставке - картина великого примитивиста Нико Пиросмани «Пастух в бурке на красном фоне» (эстимейт ?600.000-900.000). Написанная в начале 1910-х годов, эта яркая и хорошо сохранившаяся вещь, примечательна не только своей принадлежностью к, возможно, лучшей в творчестве художника серии деревенских и городских типов Грузии начала ХХ века, но и своим почтенным провенансом. Некогда «Пастух» находился в коллекции еще одного знаменитого грузинского художника авангардиста – Давида Какабадзе, неоднократно выставлялся и воспроизводился.
Среди других шедевров, которые станут достоянием московской публики, – известная по многочисленным воспроизведениям превосходная античная идиллия Генриха Семирадского «Новый браслет» (эстимейт ?250.000-300.000), долгое время считавшаяся утраченной, и лишь теперь, благодаря счастливой случайности, неожиданно «всплывшая» в «закромах» техасских нефтяных магнатов. А также известные полотна Николая Богданова-Бельского, Константина Коровина, Александра Яковлева, Николая Фешина.
На выставке MacDougall's представит так же две работы, которые войдут в первые специализированные аукцион "Старые Мастера и искусство ХIХ века", который состоится в Лондоне 7 июля 2011. В основу этого аукциона легло собрание американского джентлемена, собиравшего свою коллекцию на протяжении более полувека. В нее вошли значимые произведения европейских и американских художников, начиная с XVI века. Одна из них - интереснейшая работа XVII века «Битва поста с Масленицей» последователя Питера Брейгеля (эстимейт ?50.000-70.000), а также полотно прославленного американского живописца гудзонской школы Роберта Вейра (Robert Weir) «Две Марии у Гроба Господня» (эстимейт ?50.000-70.000), работы которого украшают ротонду Капитолия в Вашингтоне.
Удачное расположение выставочного зала на главной улице столицы позволит включить коллекцию MacDougall’s в свой ночной маршрут всем желающим приоткрыть тайны и интриги русского искусства. Директор дома MacDougall’s Екатерина МакДугалл считает: «Проведение выставок в Москве уже стало хорошей традицией нашего аукционного дома. Но в этот раз мы особенно рады, что собранные нами замечательные произведения искусства смогут увидеть абсолютно все желающие. Ведь наша выставка продлится больше недели и будет бесплатно открыта для посещения не только в День Музеев 18 мая, но и станет первой предаукционной выставкой, участвующей в программе «Ночь Музеев», с 14 на 15 мая 2011 года».